Телефон
8 (495) 103-67-33
обратный звонок
Режим работы
с 10:00 до 19:00
sales@west-tech.ru
Ваша корзина
В корзине пока пусто
Главная страница / Полезные статьи / Статья APi 500 - модульная система обработки

Статья APi 500 - модульная система обработки

Компанию Automated Processes, Inc. организовал в 1968 году инженер Saul Walker. Самым известным ее созданием является легендарный операционный усилитель 2520, до сих пор составляющий основу многих устройств. В середине 70-х компания стала ведущим производителем микшеров для радио- и телевещания. Кроме того, микшеры стали использовать и в студиях, в том числе таких известных, как Record Plant, Ocean Way и Sunset Sound. К 1978 году было произведено более 700 микшеров.

В 1978 компания API была приобретена фирмой Datatronix, а в 1985 ее выкупил Paul Wolff — сотрудник Datatronix и давний поклонник продукции APi. В 1999 году компания APi была приобретена фирмой ATI (Audio Toys, Inc.), а Paul Wolff с тех пор работает в компании в качестве консультанта.

Микшеры APi были модульными, то есть состояли из базового шасси, в которое устанавливались различные модули из числа производившихся компанией предусилителей, эквалайзеров и компрессоров. Для удобства комплектации модули были стандартизированы: они имели переднюю панель размерами 5,25" x 1,5" и подключались к шасси посредством 15-контактного разъема. Кроме того, APi выпускала модули и для других производителей.

Со временем модули APi стали использовать и отдельно от микшеров, в качестве автономных устройств обработки. Для этого было необходимо обеспечить модули корпусом, питанием и стандартными аудиоразъемами. Так появились шасси для модульных систем обработки.

Популярность модульной системы обработки APi 500 привела к тому, что модули для нее стали выпускать другие производители. Компания API сначала пыталась с этим бороться, заявляя, что установка сторонних модулей в ее шасси нарушает гарантийное соглашение, однако, поняв, что побороть это движение не удастся, решила его возглавить. В 2006 году была начата программа VPR Alliance, в рамках которой заинтересованным производителям предоставляются инструкции и спецификации, необходимые для создания модулей, физически и электрически соответствующих системе обработки серии 500. Список сертифицированных продуктов представлен на сайте APi.

Но начнем мы рассказ об устройствах серии 500 с продуктов самой компании API. Для удобства сравнения указаны цены производителя, без местных налогов.

Устройства APi
Компания API выпускает два шасси для модулей серии 500, оба имеют для каждого слота симметричные вход и выход на разъемах XLR. Трехрэковое шасси 500VPR (949$) имеет десять слотов для модулей. Прилагается внешний блок питания. Возможна установка шасси в рэк (занимает три единицы в высоту). Портативное шасси 500-6B Lunchbox (499$) имеет шесть слотов для модулей, встроенный блок питания. Устройство выполнено в стальном корпусе, есть резиновые ножки и ручка для транспортировки. Для установки в пустой слот любого шасси можно приобрести панель 5B1 (9$).

В начале этого года шасси Lunchbox было модернизировано. Новый вариант отличается увеличенной мощностью блока питания, дополнительными разъемами на задней панели (в частности, XLR для каналов 7 и 8 многоканальных разъемов) и светодиодными индикаторами на передней. Цена не изменилась.

Еще одно устройство APi, аналоговый 16-канальный микшер 1608 (49900$), имеет на каждом канале слот для установки эквалайзера — модуля формата 500. Изначально установлены 12 модулей 550A (трехполосный полупараметрический эквалайзер) и четыре модуля 560 (однооктавный десятиполосный графический эквалайзер). Возможен заказ микшера без этих модулей.

Естественно, API производит и модули формата 500.

Предусилитель 512C (895$) имеет высокоомный инструментальный вход (джек), регулятор чувствительности, кнопки выбора входа, аттенюатора, фантомного питания и полярности, семисегментный светодиодный индикатор уровня.

Компрессор 525 (1195$), являющийся переизданием модели начала 70-х, имеет регуляторы порогового уровня и компенсации уровня, регулятор Ceiling (одновременно изменяет пороговый уровень и уровень компенсации), два переключателя времени восстановления, кнопки компрессии, лимитирования, деэссера, выключения обработки и обхода (холодный), индикатор уровня подавления. Возможно линкование нескольких модулей для многоканальной обработки.

Трехполосный полупараметрический эквалайзер 550A (1195$), являющийся переизданием модели 1967 года, имеет для каждой полосы регулятор уровня и селектор частоты (пять вариантов). У полос 1 и 3 есть кнопки переключения типа ("полка" или "колокол"). Используется пропорциональная добротность. Есть переключатель полосового фильтра и кнопка включения. Модуль 550A (SW) (2195$) является ограниченным коллекционным изданием предыдущей модели, от которой отличается видом передней панели и наличием подписи основателя компании API и создателя оригинальной модели эквалайзера (Saul Walker).

Четырехполосный полупараметрический эквалайзер 550B (1195$), сделанный на основе модели 550, имеет для каждой полосы регулятор уровня и селектор частоты (семь вариантов). У полос 1 и 4 есть переключатель типа ("полка" или "колокол"). Используется пропорциональная добротность. Есть кнопка включения.

Десятиполосный графический эквалайзер 560 (895$), являющийся переизданием модели 1969 года, имеет для каждой полосы слайдер уровня с фиксацией в центре. Используется пропорциональная добротность. Есть кнопка включения.

Самым новым на сегодняшний день модулем компании APi является компрессор/лимитер 527 (995$). Он имеет регулятор порогового уровня, сдвоенный регулятор времени срабатывания и восстановления, регуляторы степени компрессии и выходного уровня, десятисегментный светодиодный индикатор с переключателем между уровнем подавления и выходным уровнем, светодиодный индикатор перегрузки, переключатели линкования, типа компрессии, режима компрессии (мягкий/жесткий), функции Thrust (частотно-зависимая работа) и обхода (холодный).

Устройства других производителей
Серия APi 500 не является единственной модульной системой обработки: можно вспомнить снятые с производства Aphex 9000 и dbx 900, современные Audient Black, SSL X-Rack, Tube-Tech RM и Tonelux VRACK, да и у APi есть еще одна подобная система — серия 200. Но несомненно, что серия 500 — лидер по количеству модулей, выпущенных сторонними компаниями.

В данной статье представлено более 120 модулей других производителей. Еще пара десятков модулей анонсированы и должны быть выпущены в скором времени. Подобные модули производят и некоторые крупные компании, но особый интерес формат APi 500 представляет для небольших фирм. Одной из причин этого является отсутствие блока питания, который, может быть, и не так сложно сконструировать, но зато долго и дорого сертифицировать.

Однако сторонние компании выпускают не только модули, но и шасси для серии APi 500. С них и начнем.

Шасси
Естественно, что просто повторять конструкцию шасси APi имеет мало смысла, поэтому продукты других производителей чаще всего либо имеют дополнительные функции, либо предоставляют пользователям альтернативные варианты форм-факторов. Например, компания A-Designs выпускает однорэковое шасси с двумя слотами 500HR (335$), модули в котором располагаются горизонтально. Однорэковое шасси на два слота EL500 (500$) компании Empirical Labs отличается тем, что имеет высокоомный инструментальный линейный вход. Учитывая горизонтальное расположение модулей в этом шасси, компания предлагает свой модуль DerrEsser в варианте с горизонтальной передней панелью. Еще одно шасси на два слота,Revolver (499$), производит фирма Atlas Pro Audio, но модули в нем располагаются вертикально, и до трех этих шасси можно установить в рэк.

Компания Audient, имеющая собственную модульную систему обработки Black, выпускает адаптер 500 (99 евро) для шасси этой системы, позволяющий установить в него модули APi 500. А шасси RackPack 500 (1399$) фирмы SPL предназначено для установки до четырех модулей APi 500 и четырех модулей собственного формата RackPack.

Компания BAE, ранее известная как Brent Averill Enterprises, производит три шасси с внешними блоками питания: два с шестью слотами, портативное 500 Series 6 Space Lunchbox (550$) и рэковое 500 Series 6 Space Rackmount (550$), и одно рэковое с 11 слотами — 500 Series 11 Space Rackmount (950$). Также в арсенале компании есть портативное шасси на два горизонтальных слота DLB (425$) с питанием от сети.

Компания Tonelux выпускает портативное шасси V4 Roadster (499$) на четыре модуля. Также оно обеспечивает питание для опционального расширения X4 Expander на еще четыре модуля APi 500 или TX4 Expander на четыре модуля собственного формата Tonelux.

Компания Purple Audio производит шасси на десять модулей Sweet Ten (800$). Каждый его слот помимо стандартных входа и выхода на разъемах XLR имеет дополнительные вход и выход на джеках, функции которых зависят от установленного модуля (например, с их помощью возможно линкование компрессоров Action). А девятый слот этого шасси можно использовать для модуля сумматора Moiyn.

Шасси на восемь слотов Workhorse (1500$) компании Radial Engineering имеет встроенный восьмиканальный микшер-сумматор. На каждом канале есть кнопка включения, регуляторы уровня и панорамы. Микшер имеет два основных выхода (джеки и XLR, используются трансформаторы Jensen) с регулятором уровня и разрывами (джеки), два мониторных выхода (джеки и XLR) с регулятором уровня, два выхода для наушников (джеки на передней панели) с регулятором уровня, два входа и два выхода (джеки) для совместного использования до четырех шасси Workhorse. Каждый слот помимо пары входов и выходов (джеки и XLR) имеет еще один разъем на джеке, предоставляющий дополнительные возможности. Еще есть функции внутренней коммутации и линкования модулей, а также три разъема D-Sub (входы, выходы и сумматор).

Портативное шасси на шесть модулей PSU-T300 Lunchbox компании VSI Audio отличается повышенной мощностью блока питания, необходимой для ламповых модулей.

Кроме того, сторонние фирмы выпускают микшеры, поддерживающие модули формата APi 500. Восьмиканальный микшерMark VIII (9000$) компании Pete's Place имеет на каждом канале два слота для модулей, а микшер Tree Audio 500 (есть варианты на 12 и 24 канала) — три слота. Также компания Tree Audio планирует выпуск 16-канального микшера с двумя слотами на канал.

Предусилители
Это — самый многочисленный отряд в семействе модулей формата APi 500. Разнообразие предлагаемых моделей впечатляет: нейтральные и окрашивающие, трансформаторные и бестрансформаторные, оригинальные конструкции и клоны классических моделей.

Компания A-Designs выпускает пять моделей. Микрофонный предусилитель и директ-бокс P1 (895$) имеет трансформаторные вход и выход, регулятор чувствительности, кнопки аттенюатора, полярности и фантомного питания, инструментальный вход (джек на передней панели). Остальные модели, EM-Blue, EM-Gold, EM-Red и EM-Silver, имеют те же возможности и ту же цену, а отличаются звуком, зависящим от используемых трансформаторов.

Микрофонный и линейный предусилитель MP1 (945$) французской компании Al.So (Alternate Soundings) имеет трансформаторный вход, дополнительный входной разъем на передней панели (XLR), регулятор чувствительности, кнопки фантомного питания, аттенюатора и полярности. Двухканальная модель MP2 (1195$) представляет собой два MP1 в одном модуле. Также выпускается двухканальный директ-бокс MDI2 (588$), имеющий на каждом канале регулятор чувствительности, высокоомный вход и сквозной выход (джеки на передней панели).

Компания AMS Neve производит микрофонный и линейный предусилитель 1073LB (995$), сделанный на основе классической модели 1073. Устройство имеет трансформаторные вход и выход, альтернативный вход на передней панели (комбинированный разъем XLR/джек), регуляторы чувствительности (шаговый) и выходного уровня, кнопки входного импеданса, полярности и выбора входа, светодиодный индикатор наличия сигнала.

Предусилитель Juggernaut (1095$) фирмы Atlas Pro Audio имеет трансформаторные вход и выход (есть кнопка выбора типа входного трансформатора, возможна замена выходного), инструментальный вход (джек на передней панели), шаговые регуляторы чувствительности и входного импеданса, кнопки фантомного питания, полярности, заглушения, повышения чувствительности, понижения выходного уровня.

Микрофонный предусилитель 5003D (750$) компании AML (Audio Maintenance Limited) имеет вход и выход на трансформаторах Carnhill, регуляторы чувствительности (шаговый) и выходного уровня, переключатели входного импеданса, полярности и фантомного питания.

Микрофонный предусилитель MA5 (775$) фирмы Avedis Audio сделан в стиле британских микшеров начала 70-х. Он имеет вход и выход на трансформаторах Carnhill/St Ives и Jensen соответственно, регуляторы чувствительности (шаговый) и выходного уровня (в крайнем левом положении регулятора выход заглушается), кнопки фантомного питания, полярности и функции 28k (улучшает передачу верхних частот).

Компания BAE выпускает предусилитель 312A (760$), имеющий вход и выход на трансформаторах Jensen, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регулятор чувствительности, кнопки аттенюатора, полярности и фантомного питания.

Микрофонный предусилитель Mint Julep (399$) фирмы Bizzar Audio имеет бестрансформаторные вход и выход, селектор чувствительности, переключатели ВЧ-фильтра, полярности и фантомного питания, четырехсегментный светодиодный индикатор уровня.

Еще один бестрансформаторный микрофонный предусилитель, MPA3 (520$) компании BoZo Electronics, имеет селектор чувствительности, регулятор выходного уровня, кнопки полярности, аттенюатора, фантомного питания и ВЧ-фильтра, восьмисегментный светодиодный индикатор уровня.

Предусилитель B1 (899$) фирмы Burl Audio имеет трансформаторные вход и выход, инструментальный/линейный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности (шаговый) и уровня, кнопки входного импеданса, аттенюатора, полярности и фантомного питания, трехцветный светодиодный индикатор уровня. Модель B1D (899$) отличается тем, что в ней используется другой выходной трансформатор.

Предусилитель Elixir (940$) компании Buzz Audio имеет выход на трансформаторе Lundahl LL1517, инструментальный вход (джек на передней панели), регулятор чувствительности, переключатели заглушения, полярности, аттенюатора, входного импеданса и фантомного питания. Модуль отличается повышенным энергопотреблением, он не совместим со старым шасси APi на десять модулей, а в шасси APi Lunchbox рекомендуется использовать не более двух экземпляров.

Микрофонный предусилитель VP26 (590$) фирмы Classic Audio Products of Illinois сделан в стиле американских микшеров середины 70-х. Он имеет трансформаторные вход и выход, регуляторы чувствительности и выходного уровня, кнопки заглушения, полярности и аттенюатора, переключатель фантомного питания.

Предусилитель BG501 (450$) компании DAV Electronics имеет на передней панели дополнительный микрофонный вход (XLR) и высокоомный инструментальный вход (джек), шаговый регулятор чувствительности, кнопки аттенюатора, полярности и фантомного питания, трехсегментный светодиодный индикатор уровня.

Микрофонный предусилитель MicAmp 500 (1122$) фирмы DACS (Digital Audio and Computer Systems) имеет регуляторы чувствительности (шаговый) и выходного уровня, кнопку фантомного питания, переключатели полярности и ВЧ-фильтра, трехсегментный светодиодный индикатор уровня.

Предусилитель Mic Pre 500 (650$) компании Daking имеет высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности и частоты ВЧ-фильтра, кнопки полярности, аттенюатора, фантомного питания и выбора входа, восьмисегментный светодиодный индикатор уровня.

Микрофонный предусилитель MX20VPR (680 евро) датской компании Danfield, предназначенный для классической музыки, имеет бестрансформаторные вход и выход, регуляторы чувствительности (шаговый) и частоты ВЧ-фильтра, кнопки фантомного питания (возможна блокировка), ВЧ-фильтра, аттенюатора, полярности и дополнительного усиления на 20 дБ, восьмисегментный светодиодный индикатор уровня. Поддерживается "горячая" замена модуля.

Предусилитель и директ-бокс Electrodyne 501 (895$) имеет трансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности (шаговый) и выходного уровня, кнопки аттенюатора, входного импеданса, полярности, фантомного питания и выбора входа.

Компания FiveFish Studios производит несколько модулей микрофонных предусилителей, каждый из них имеет регуляторы чувствительности (шаговый) и выходного уровня, кнопки фантомного питания, аттенюатора и полярности, пятисегментный светодиодный индикатор уровня. Модели MX5 Mk 500 (495$), X12 Mk 500 (415$) и X72 Mk 500 (495$) имеют трансформаторные вход и выход (и отличаются друг от друга используемыми трансформаторами), у модели SC501 (375$) трансформаторы устанавливаются опционально.

Микрофонный предусилитель SMP500 (795$) фирмы Forsell Technologies имеет бестрансформаторные вход и выход, регулятор чувствительности, кнопки полярности и фантомного питания, светодиодные индикаторы наличия сигнала и перегрузки.

Бестрансформаторный предусилитель m501 (625$) компании Grace Design имеет высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности (шаговый) и выходного уровня, кнопки фантомного питания, ВЧ-фильтра и режима использования с ленточным микрофоном.

Предусилитель MP500NV (1034$) фирмы Great River — еще один модуль, сделанный на основе классического устройства Neve 1073. Он имеет трансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности и выходного уровня, кнопки полярности, фантомного питания, входного и выходного импеданса, шестисегментные светодиодные индикаторы входного и выходного уровней. Модуль занимает два слота.

Предусилитель и трехполосный эквалайзер Helios Type 69-500 (1550$) сделан на основе устройства Helios Type 69, использовавшегося в лондонской студии Olympic для записи таких исполнителей как Led Zeppelin, Rolling Stones, Who, Faces, Humble Pie, Bad Company и многих других. Есть переключатель типа входа (микрофонный, линейный, с аттенюатором на -20 дБ), шаговый регулятор чувствительности, переключатели фантомного питания, полярности и ВЧ-фильтра, регулятор уровня и переключатель типа фильтра полосы верхних частот, селекторы частоты и регуляторы уровня средней и нижней полос, выключатель эквалайзера.

Предусилитель Magnum (950$) компании Inward Connections имеет трансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), селектор чувствительности, регулятор выходного уровня, переключатели фантомного питания, полярности, аттенюатора и частоты ВЧ-фильтра.

Компания JLM Audio производит три предусилителя, Dual99v500 (795$), NV500 (625$) и TG500 (795$), каждый из которых имеет трансформаторные вход и выход (устройства отличаются используемыми трансформаторами), высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности (шаговый), входного импеданса и выходного уровня, переключатели фантомного питания, частоты ВЧ-фильтра, аттенюатора и полярности.

Микрофонный предусилитель JM530 (750$) фирмы JMK Audio имеет вход и выход на трансформаторах Jensen, регулятор чувствительности, переключатели полярности, аттенюатора и фантомного питания. Кроме того, компания выпускает инструментальный предусилитель JM120 (345$), имеющий два высокоомных входа (гитарный и басовый/клавишный, джеки на передней панели) с регуляторами чувствительности, кнопку выбора входа, выход на трансформаторе Jensen.

Ламповый предусилитель 583s (1349$) компании LaChapell имеет трансформаторные вход и выход (опционально возможна замена входного трансформатора CineMag CMMI-10 на Jensen JT-115k), высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности и выходного уровня, переключатели фантомного питания, аттенюатора, полярности и выбора входа. Модуль занимает два слота. Устройство 583e (2025$) содержит такой же ламповый предусилитель, что и модель 583s, добавляя к нему трехполосный полупараметрический эквалайзер с регуляторами уровня и частоты каждой полосы. Эквалайзер имеет бестрансформаторные входы и выходы, его можно использовать совместно с предусилителем или независимо от него.

Предусилитель Lipinski L609 (995$) имеет бестрансформаторные вход и выход (есть кнопка, включающая имитацию входного трансформатора), дополнительный микрофонный или высокоомный инструментальный вход (комбинированный разъем XLR/джек на передней панели), регулятор чувствительности, кнопки фантомного питания, аттенюатора и выбора входа, восьмисегментный светодиодный индикатор уровня.

Микрофонный предусилитель PREQ4 (995$) компании Maag Audio имеет регулятор чувствительности, кнопки дополнительного усиления на 20 дБ, аттенюатора, фантомного питания, полярности и ВЧ-фильтра, светодиодные индикаторы наличия сигнала и перегрузки. Есть функция Air Band (подъем фильтром типа "полка" частот от 2,5 до 40 кГц) с кнопкой включения, регулятором уровня и селектором частоты.

Предусилитель и директ-бокс HO5 (595$) фирмы Matrix Audio имеет трансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регулятор чувствительности, переключатели фантомного питания, аттенюатора, полярности и выбора входа.

Предусилитель HV35 (799$) компании Millennia Media имеет бестрансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регулятор чувствительности, кнопки аттенюатора, полярности, фантомного питания, режима для ленточного микрофона, ВЧ-фильтра и выбора входа.

Предусилитель и директ-бокс MISO MMT (650$) имеет трансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели) с кнопкой обхода трансформатора, регулятор чувствительности, кнопки фантомного питания, аттенюатора, полярности и входного импеданса.

Пассивный директ-бокс PDI500 (235$) фирмы Mooktronics имеет инструментальный вход и сквозной выход (джеки на передней панели, выход переключается на использование в качестве выхода сумматора), два кнопки аттенюатора (-10 и -20 дБ), кнопки полярности и заземления. Возможна замена используемых трансформаторов Cinemag на Jensen, цена в этом случае увеличивается до 265$.

Микрофонный предусилитель Bella (975$) компании Prodigy Engineering отличается возможностью дистанционного MIDI-управления. Вход и выход трансформаторные, есть шаговый регулятор чувствительности, кнопки ВЧ-фильтра, фантомного питания, полярности, аттенюатора и заглушения, трехсегментный светодиодный индикатор уровня, двухсимвольный светодиодный дисплей, порт Mini-USB для подключения к компьютеру, два порта для линкования модулей. На сайте производителя доступна программа управления под Mac OS X.

Предусилитель Biz Mk (725$) фирмы Purple Audio имеет трансформаторные вход и выход, переключатель типа входа (микрофонный/линейный), инструментальный вход (джек на передней панели) с переключателем импеданса, регуляторы чувствительности и выходного уровня, кнопки фантомного питания, полярности и режима дополнительного усиления, два трехцветных светодиодных индикатора уровня. При использовании в шасси Sweet Ten модуль обеспечивает два отдельных выхода. Предусилитель Pants (725$) отличается использованием уникального двойного входного трансформатора Cinemag.

В ассортименте компании Radial Engineering есть два подобных модуля. Микрофонный предусилитель PowerPre (600$) имеет дополнительный микрофонный вход (XLR на передней панели), утопленный переключатель фантомного питания, регулятор выходного уровня, кнопки полярности, заземления и обхода, трехпозиционный переключатель функции фильтрации Vox, десятисегментный светодиодный индикатор уровня. Функция AccuState предназначена для автоматической установки оптимальной чувствительности. Выход трансформаторный. Устройство JDV-Pre (349$), также имеющее функцию AccuState, может использоваться с микрофонами (вход трансформаторный), но предназначено, прежде всего, для инструментов. Есть инструментальные вход и сквозной выход (джеки на передней панели), регуляторы частоты ВЧ-фильтра и входного импеданса (последний с кнопкой включения), кнопки полярности, аттенюатора и заземления.

Предусилитель A9031 (899$) фирмы Realios, чья продукция распространяется через компанию AnaMod, сделан на основе моделей, использовавшихся в 60-х и 70-х на студии Olympic (конструктор Dick Swettenham). Устройство имеет трансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), шаговый регулятор чувствительности, переключатели фантомного питания, аттенюатора, полярности и выбора входа. Микрофонный предусилитель A9033 (899$), имеющий трансформаторные вход и выход, шаговый регулятор чувствительности, переключатели фантомного питания и полярности, является уникальным устройством, поскольку обеспечивает усиление только за счет трансформатора. Это не только позволяет ему выдерживать очень большие уровни сигнала, но и, несомненно, влияет на звук.

Модуль Portico 517 (950$) компании Rupert Neve Designs является предусилителем и оптическим компрессором, сделанным на основе автономной модели Portico 5017. Он имеет трансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход и сквозной выход (джеки на передней панели) с кнопкой заземления и регулятором фазы, регулятор чувствительности, кнопки полярности и фантомного питания, регулятор баланса уровней сигналов микрофонного и инструментального входов, регулятор порогового уровня компрессора (компенсация уровня производится автоматически), кнопку функции Silk (добавляет гармоник).

Ламповый микрофонный предусилитель RMS5A7 Tubule (1000$) фирмы Roll Music Systems имеет трансформаторные вход и выход, селектор и регулятор чувствительности, кнопки аттенюатора, полярности и фантомного питания.

Модуль P501 (699$) компании Safe Sound является канальной линейкой. Он имеет микрофонный предусилитель с переключателями фантомного питания и ВЧ-фильтра, вход на передней панели (джек) с переключателем типа (высокоомный инструментальный или линейный), регулятор чувствительности, компрессор с регуляторами степени компрессии, времени срабатывания и порогового уровня, переключателями лимитирования и обхода, функцией автоматической компенсации уровня. Есть шестисегментные светодиодные индикаторы входного уровня и уровня подавления, регулятор выходного уровня.

Предусилитель Mono Gama (995$) фирмы Shadow Hills имеет трансформаторные вход и выход (есть переключатель типа выходного трансформатора), инструментальный вход (джек на передней панели), шаговый регулятор чувствительности, переключатели фантомного питания, полярности и аттенюатора.

Микрофонный предусилитель Si (500$) компании ShinyBox имеет бестрансформаторные вход и выход, селектор чувствительности, регулятор выходного уровня, кнопки фантомного питания, полярности и входного импеданса, десятисегментный светодиодный индикатор уровня.

Микрофонный предусилитель 736-5 Preamp (795$) фирмы Skibbe Electronics сделан на основе микшера Flickinger MOD-N-32, который в 70-х использовал Sly Stone. Он имеет трансформаторные вход и выход, регулятор чувствительности, переключатели аттенюатора, полярности и фантомного питания с большими индикаторами.

Предусилитель и директ-бокс H2O (575 евро) итальянской компании Sonum имеет линейный и высокоомный инструментальный вход (комбинированный разъем XLR/джек на передней панели), селектор входа, регулятор чувствительности, переключатели фантомного питания, полярности и аттенюатора, 12-сегментный светодиодный индикатор уровня.

Предусилитель MP573 (475 евро) французской фирмы Sound Skulptor сделан на основе моделей Neve 1290/1073. Он имеет трансформаторные вход и выход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), селектор чувствительности и регулятор выходного уровня, переключатели полярности и фантомного питания, светодиодный индикатор наличия сигнала и перегрузки.

Предусилитель MP5A (785$) компании Tonelux имеет трансформаторные вход и выход, дополнительный микрофонный или высокоомный инструментальный вход на передней панели (комбинированный разъем XLR/джек), совмещенный регулятор чувствительности и выходного уровня, кнопки аттенюатора, фантомного питания и полярности, восьмисегментный светодиодный индикатор уровня, кнопку включения и регулятор функции Tilt (изменяет частотный баланс сигнала без изменения громкости).

Европейская (скорее всего, нидерландская) компания TritonAudio предлагает два модуля данного типа. Микрофонный предусилитель D2O Fet 500 (459 евро), сделанный на основе классических моделей Telefunken, имеет трансформаторный вход, шаговый регулятор чувствительности, кнопки импеданса, полярности, аттенюатора и фантомного питания. Такие же функции имеет и гибридный микрофонный предусилитель D2O Tube-Fet 500 (559 евро), сделанный на основе классических моделей Siemens.

Предусилитель PT2-500 (649,95$) фирмы True Systems имеет инструментальный вход и сквозной выход (джеки на передней панели), регулятор чувствительности, кнопки аттенюатора, полярности, ВЧ-фильтра и фантомного питания, четырехсегментный светодиодный индикатор уровня.

Предусилитель M581 Mk 2 (779 евро) шведской компании Vintage Design имеет трансформаторный вход, высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности и выходного уровня, кнопки аттенюатора, полярности, фантомного питания и входного импеданса.

Предусилитель VA573 (695$) фирмы Vintech — еще один модуль, сделанный на основе модели Neve 1073. Он имеет трансформаторный вход, вход на передней панели (джек, переключается между высокоомным инструментальным и линейным), регуляторы чувствительности и выходного уровня, кнопки фантомного питания, входного импеданса и полярности.

Предусилитель L21 (725$) компании VSI Audio имеет трансформаторные вход и выход, инструментальный вход (джек на передней панели), регуляторы чувствительности (шаговый) и выходного уровня. Переключатели частоты ВЧ-фильтра, фантомного питания, полярности и аттенюатора, десятисегментный светодиодный индикатор (переключается между входным и выходным уровнями).

На этом пока прервем знакомство с модулями формата APi 500. Далее будут эквалайзеры, динамическая обработка и другие типы устройств.

Динамическая обработка
Модули динамической обработки являются вторым по количеству устройств типом модулей серии APi 500 после предусилителей. Среди них особенно распространены оптические конструкции, есть несколько клонов классических моделей и стереофонических шинных компрессоров.

Компания Alta Moda выпускает два модуля динамической обработки. Процессор AM10 (699$) содержит компрессор мягкого типа со сдвоенным регулятором времени срабатывания и восстановления (есть переключатель в автоматический режим) и трехпозиционным переключателем ВЧ-фильтра цепи управления, лимитер жесткого типа с переключателем времени восстановления и трехпозиционным переключателем ВЧ-фильтра цепи управления. Есть сдвоенные регуляторы степени сжатия компрессора и лимитера, а также уровня прямого и обработанного сигналов, семисегментные светодиодные индикаторы уровня подавления и выходного уровня. Возможно независимое линкование компрессора и/или лимитера с другим экземпляром модуля AM10 для обработки стереосигнала.

Двухканальный шинный компрессор Hippo (1275$) имеет регуляторы порогового уровня, баланса уровней прямого и обработанного сигналов, добавления гармоник; селекторы степени компрессии, времени срабатывания и восстановления, частоты ВЧ-фильтра в цепи управления, уровня компенсации. Есть трехпозиционный переключатель режима линкования каналов, кнопка обхода (холодный), два 20-сегментных светодиодных индикатора уровня подавления. Модуль занимает два слота.

Компрессор AM660 (1545$) фирмы AnaMod, сделанный в стиле раритетной модели Fairchild 660, имеет регуляторы чувствительности и порогового уровня, селектор постоянных времени (одновременно срабатывания и восстановления), кнопку обхода (холодный), стрелочный индикатор уровня.

Оптический компрессор Leviathan (1250$) компании Atlas Pro Audio имеет регуляторы чувствительности, времени срабатывания и восстановления (а также кнопку включения автоматического режима, имитирующего постоянные времени раритетных устройств LA3a и LA2a), степени компрессии. Есть подсвечиваемые кнопки включения ВЧ-фильтра в цепи управления, линкования с другим экземпляром модуля Leviathan для обработки стереосигнала, обхода. Вход и выход трансформаторные.

Фирма Buzz Audio производит два модуля динамической обработки. Оптический компрессор Essence(1350$) имеет регуляторы порогового уровня, времени срабатывания и восстановления, степени компрессии и уровня компенсации, переключатели обхода, мониторинга цепи управления, усиления или ослабления верхних и нижних частот в цепи управления, линкования с другим экземпляром модуля Essence для обработки стереосигнала, включения входа цепи управления, переключения десятисегментного светодиодного индикатора между входным, выходным и уровнем подавления. Входы и выходы выполнены на трансформаторах Lundahl. Модуль занимает два слота, разъемы второго слота используются в качестве входа и выхода цепи управления.

Компрессор Potion (1350$) отличается от предыдущей модели тем, что является транзисторным устройством, имеет дополнительный регулятор баланса уровней прямого и обработанного сигналов, не имеет фильтров в цепи управления, а включение входа и мониторинга цепи управления выполнено на одном трехпозиционном переключателе. Кроме того, есть светодиодный индикатор функции автоматического изменения времени восстановления в зависимости от глубины атаки.

Компрессор Little Devil Compressor (1180$) компании Chandler Limited имеет регулятор входного уровня, переключатель характеристики (Zener или Germanium), регулятор баланса уровней прямого и обработанного сигналов, трехпозиционный переключатель степени компрессии, регулятор времени срабатывания, трехпозиционный переключатель времени восстановления, шестипозиционный переключатель ВЧ-фильтра в цепи управления, регулятор выходного уровня, стрелочный индикатор уровня подавления, переключатель обхода (холодный). Вход и выход трансформаторные. Модуль не совместим с шасси APi Lunchbox до версии Revision B.

Стереофонический шинный компрессор Obsidian 500 (2995$) американской фирмы Dramastic Audio имеет регуляторы порогового уровня, времени срабатывания и восстановления, компенсации уровня и степени компрессии, кнопку включения и регулятор частоты ВЧ-фильтра, кнопку линкования нескольких модулей Obsidian 500 для многоканальной обработки, стрелочный индикатор уровня, кнопку обхода, кнопку включения входа цепи управления. Входы и выходы трансформаторные. Модуль занимает два слота. Планируется выпуск вспомогательного модуля Obsidian 500 Dual Mono Expansion, который в сочетании с основным модулем обеспечит двухканальный режим работы и доступ к цепи управления.

Стереофонический компрессор xpressor 500 (999$) компании Elysia имеет шаговые регуляторы порогового уровня, времени срабатывания и восстановления, степени компрессии (возможны отрицательные значения), частоты ВЧ-фильтра в цепи управления, ограничения подавления уровня, компенсации уровня, баланса прямого и обработанного сигналов; кнопки автоматического уменьшения времени срабатывания в зависимости от входного сигнала, переключения характеристики восстановления между линейной и логарифмической, режима "утепления" сигнала, обхода (холодный); 14-сегментный светодиодный индикатор уровня подавления. Модуль занимает два слота.

Деэссер и высокочастотный лимитер EL-DS DerrEsser (749$) фирмы Empirical Labs имеет регуляторы порогового уровня и частоты кроссовера, кнопки обхода, включения режима лимитера, мониторинга и переключения мониторинга между верхними и нижними частотами, восьмисегментный светодиодный индикатор уровня. Помимо стандартного фирма Empirical Labs предлагает и горизонтальный вариант модуля для использования в соответствующих шасси, например, в своем однорэковом EL500.

Компания Inward Connections производит два модуля динамической обработки. Оптический компрессор/лимитер The Brute(995$) имеет регуляторы уровня подавления и выходного уровня, переключатели ВЧ-фильтра в цепи управления, линкования и обхода, стрелочный индикатор с переключателем между уровнем подавления и выходным уровнем. Вход и выход трансформаторные.

Компрессор/лимитер Vogad (995$) имеет регуляторы порогового уровня, степени компрессии, компенсации уровня, времени срабатывания и восстановления, переключатели ВЧ-фильтра в цепи управления, линкования и обхода (холодный), десятисегментный светодиодный индикатор уровня подавления. Выход трансформаторный.

Оптический левеллер JLA3 (995$) американской фирмы J-Lab имеет регуляторы компрессии и уровня, переключатели режима (компрессирование/лимитирование) и выключения обработки, стрелочный индикатор уровня. Возможно линкование двух модулей для обработки стереосигнала. Вход и выход трансформаторные.

Компрессор JM115C 500 (585$) компании JMK Audio, сделанный в стиле раритетной модели dbx 160VU, имеет регуляторы порогового уровня, степени компрессии и выходного уровня, семисегментный светодиодный индикатор уровня, трансформаторные вход и выход.

Компрессор L629 (1195$) фирмы Lipinski, сделанный в стиле компрессора Fairchild, имеет регуляторы входного уровня, степени компрессии, времени срабатывания и восстановления, кнопки выключения обработки, линкования, включения режимов имитации ленты и автоматической компенсации уровня, два 11-сегментных светодиодных индикатора входного и выходного уровней.

Оптический компрессор OCL500 (1295$) американской компании Pendulum имеет регуляторы порогового уровня, степени компрессии и выходного уровня, селектор постоянных времени (срабатывания и восстановления одновременно), кнопки ВЧ-фильтра в цепи управления и обхода (холодный), стрелочный индикатор уровня.

Компрессор BAC500 (995$) фирмы Pete's Place имеет регуляторы входного уровня, степени компрессии, выходного уровня, времени срабатывания и восстановления, трехпозиционный переключатель фильтра в цепи управления, восьмисегментный светодиодный индикатор уровня подавления, кнопки дисторшна и обхода (холодный). Выход трансформаторный.

Компрессор Action (725$) компании Purple Audio, сделанный в стиле раритетной модели Urei 1176, имеет регуляторы чувствительности, выходного уровня, времени срабатывания и восстановления, селектор степени компрессии, переключатели обхода (холодный) и линкования (используется дополнительный разъем шасси Sweet Ten), восьмисегментный светодиодный индикатор уровня подавления. Вход и выход трансформаторные.

Компрессор и лимитер Komit (600$) фирмы Radial Engineering имеет регуляторы степени компрессии и выходного уровня, 12-позиционный селектор режима работы лимитера, трехпозиционный переключатель постоянных времени (одновременно срабатывания и восстановления), утопленные переключатели линкования и номинального входного уровня, десятисегментный светодиодный индикатор уровня подавления и выходного уровня, кнопку включения обработки. Вход и выход выполнены на трансформаторах Hammond. При использовании в шасси Workhorse есть вход цепи управления.

Оптический компрессор TLCompressor (799$) компании Realios, использующий в качестве управляемого элемента вольфрамовую лампу, имеет шаговые регуляторы входного и выходного уровней, индикатор порогового уровня, переключатель обхода (холодный). Продукция Realios распространяется через компанию AnaMod.

Компрессор и лимитер Portico 543 (1095$) фирмы Rupert Neve Designs, сделанный на основе модели Portico 5043, имеет регуляторы порогового уровня, степени компрессии, компенсации уровня, времени срабатывания и восстановления, кнопки ВЧ-фильтра в цепи управления, режима детектирования (пиковый/среднеквадратичный), режима компрессии и включения обработки, переключатель линкования. Вход и выход трансформаторные.

Стереофонический шинный компрессор Stereo Toolbox (1299$) компании Safe Sound имеет регуляторы степени компрессии, порогового уровня и выходного уровня (поканальные), ширины стереобазы и частоты ВЧ-фильтра, переключатели времени срабатывания (поканальные), режима (двухканальный, стереофонический, MS), коммутации ВЧ-фильтра (в цепи управления или в канале Side) и включения обработки, два шестисегментных светодиодных индикатора уровня с переключателем между уровнем подавления и выходным уровнем. Выходы выполнены на трансформаторах Cinemag. Модуль занимает два слота.

Фирма Shadow Hills выпускает два модуля динамической обработки. Стереофонический компрессор Dual Vandergraph (2250$) имеет шаговые регуляторы порогового и выходного уровней, селекторы степени компрессии (также изменяет время срабатывания и восстановления) и частоты ВЧ-фильтра в цепи управления (у каждого селектора есть четыре лампы, указывающие текущий выбор), стрелочный индикатор уровня подавления. Входы и выходы трансформаторные. Модуль занимает два слота.

Оптический компрессор Optograph 500 (1675$) имеет шаговые регуляторы порогового и выходного уровней, селекторы режима работы и частоты ВЧ-фильтра в цепи управления (у каждого селектора есть четыре лампы, указывающие текущий выбор), стрелочный индикатор уровня подавления. Вход и выход трансформаторные. Модуль занимает два слота.

Лимитер и дисторшн Level-Or (485$) американской компании Standard Audio, сделанный на основе классического устройства Shure Level-Loc, имеет регуляторы входного и выходного уровней, переключатели режима работы и времени восстановления. Вход трансформаторный. Есть дополнительный линейный вход на передней панели (джек).

Компрессор TX5C (949$) фирмы Tonelux имеет сдвоенные регуляторы степени компрессии и порогового уровня, времени срабатывания и восстановления, режима компрессии и линкования, выходного уровня и баланса уровней прямого и обработанного сигналов, регулятор функции Tilt (изменяет частотный баланс сигнала без изменения громкости) в цепи управления, подсвечиваемые кнопки уменьшения времени срабатывания, линкования и включения обработки, шестисегментный светодиодный индикатор уровня подавления. Выход трансформаторный.

Американская компания XQP производит два модуля динамической обработки. Оптический деэссер 531 (449$) имеет регулятор уровня подавления, трехпозиционный селектор частоты ВЧ-фильтра в цепи управления, кнопки десятикратного увеличения чувствительности цепи управления и включения обработки, светодиодный индикатор порогового уровня. Оптический компрессор и дисторшн 545 (399$) имеет регуляторы уровня подавления и выходного уровня, кнопки четырехкратного увеличения чувствительности цепи управления и включения обработки, светодиодный индикатор порогового уровня.

Эквалайзеры и фильтры
Среди модулей эквалайзеров наиболее распространены конструкции с использованием катушек индуктивности.

Пассивный эквалайзер EM-PEQ (1450$) компании A-Designs, сделанный на основе раритетной модели Pultec EQP1A и использующий катушки индуктивности, имеет селектор частоты и регулятор уровня ослабления верхних частот, селектор частоты, регуляторы уровня и добротности усиления верхних частот, селектор частоты, регуляторы уровня ослабления и усиления нижних частот, переключатель обхода (холодный), трансформаторный выход.

Четырехполосный эквалайзер AM20 (599$) американской фирмы Alta Moda имеет сдвоенные регуляторы частоты и уровня для каждой полосы, регуляторы добротности для двух средних полос, переключатель нижней полосы между пиковым фильтром и типа "полка", переключатель обхода (холодный).

Трехполосный эквалайзер 1073LBEQ (1295$) компании AMS Neve, сделанный на основе классической модели Neve 1073, имеет сдвоенный регулятор уровня верхней полосы и селектор частоты ВЧ-фильтра, сдвоенные регуляторы уровня и селекторы частоты для средней и нижней полос, кнопку включения. Можно использовать модуль в разрыве предусилителя 1073LB, установленного в это же шасси и подключенного к 1073LBEQ прилагаемым кабелем.

Еще один пассивный эквалайзер в стиле Pultec EQP1A — AMEQP (1295$) компании AnaMod — имеет селектор частоты и регуляторы уровней усиления и ослабления нижних частот (фильтр типа "полка"), селектор частоты и регулятор уровня усиления верхних частот (пиковый фильтр), селектор частоты и регулятор уровня ослабления верхних частот (фильтр типа "полка"), регулятор добротности, переключатели горячего и холодного обхода, шесть пресетных вариантов настройки.

Трехполосный эквалайзер Tonic (1140$) фирмы Buzz Audio, использующий катушки индуктивности, имеет регуляторы уровня каждой полосы, регулятор частоты, переключатели диапазона и добротности средней полосы, переключатели частоты и типа фильтра (колокол" и "полка") верхней и нижней полос, переключатель ВЧ-фильтра, переключатель обхода (холодный), выход на трансформаторе Lundahl LL1517. Повышенное энергопотребление ограничивает использование модуля в некоторых шасси (например, в APi Lunchbox 6B первой версии — не более двух модулей Tonic одновременно).

Трехполосный эквалайзер Fe-Q5 (725 фунтов) английской компании Cartec, также использующий катушки индуктивности, имеет шаговые регуляторы уровня и кнопки переключения между усилением и ослаблением для каждой полосы, переключатель частоты для средней полосы, подсвечиваемые кнопки включения функций Air, High Q и Deep, селектор частоты ВЧ-фильтра. Вход и выход выполнены на заказных трансформаторах.

Еще один свежий продукт Cartec — модернизированный вариант предусилителя и двухполосного эквалайзера PRE-Q5 (595 фунтов), иногда называемый PRE-Q5 Mk 2, имеет шаговый регулятор чувствительности, подсвечиваемые кнопки фантомного питания, полярности, аттенюатора и включения эквалайзера (пассивный, на катушках индуктивности), регуляторы уровня усиления и трехпозиционные переключатели частоты каждой полосы, регулятор выходного уровня. Вход и выход выполнены на заказных трансформаторах.

Четырехполосный эквалайзер Little Devil Equalizer (1375$) американской фирмы Chandler Limited,сделанный в стиле устройств Neve 1081 и 33115, имеет регуляторы уровня НЧ- и ВЧ-фильтров (типа "полка", НЧ-фильтр также имеет двухпозиционный переключатель частоты), регуляторы уровня, семипозиционные селекторы частоты и переключатели добротности двух средних полос, кнопки переключения частоты обрезного НЧ-фильтра, переключатель обхода (холодный). Вход и выход трансформаторные. Как и Little Devil Compressor, модуль не совместим с шасси APi Lunchbox до версии Revision B.

Двухполосный эквалайзер 511 (1050$) компании Electrodyne, выполненный с использованием катушек индуктивности, имеет для каждой полосы сдвоенный регулятор уровня и селектор частоты, кнопку переключения между пиковым фильтром и типа "полка". Выход трансформаторный, есть кнопка обхода.

Трехполосный эквалайзер PEQ503 (425$) фирмы FiveFish Studios, вновь использующий катушки индуктивности, имеет для каждой полосы регулятор уровня и двухпозиционный переключатель частоты (третье положение — обход полосы). Также есть кнопка общего обхода эквалайзера (холодный). Опционально можно установить выходной трансформатор (50$), гнезда для дискретных операционных усилителей (12$), гнезда вместе с операционными усилителями (60$), регуляторы черного цвета (10$), а также заказать цвет передней панели (50$).

Четырехполосный эквалайзер 32EQ (1010$) компании Great River, сделанный на основе схемотехники микшера Harrison 32, имеет регуляторы частоты и уровня для каждой полосы, кнопки переключения крайних полос на фильтры типа "полка", НЧ- и ВЧ-фильтры с регуляторами частоты и кнопкой выключения, общую кнопку выключения обработки.

Фирма Inward Connections выпускает два модуля данного типа. Двухполосный параметрический эквалайзер Nitro (950$) имеет регуляторы частоты, уровня и добротности для каждой полосы, переключатель обхода, трансформаторный выход. Трехполосный пассивный эквалайзер Impulse(995$) имеет селектор частоты и регулятор ослабления верхней середины, селектор частоты, регуляторы добротности и усиления средней полосы, селектор частоты, регуляторы ослабления и усиления нижней полосы, переключатель обхода. Вход и выход трансформаторные. Модуль занимает два слота.

Четырехполосный эквалайзер V14 (695$) компании JDK Audio, являющейся подразделением APi, имитирует модуль эквалайзера 562 EQ, использовавшийся в микшерах компании APSI. Модуль V14 имеет сдвоенные регуляторы частоты и уровня для каждой полосы, кнопку выключения эквализации, трансформаторный выход.

Пассивный двухполосный эквалайзер PEQ500 (1095$) фирмы JLM Audio, сделанный в стиле Pultec EQP1A/EQP1R, имеет селектор частоты, регуляторы усиления и ослабления для каждой полосы, регулятор добротности (нажатием переключается между фильтрами типа "колокол" и "полка") и переключатель частоты ослабления верхней полосы, выключатель обработки, трансформаторный выход.

Трехполосный полупараметрический эквалайзер 503 (895$) компании LaChapell имеет для каждой полосы регуляторы частоты и уровня. Также есть ВЧ- и НЧ-фильтры с двухпозиционными переключателями частоты, регулятор чувствительности, выключатель обработки.

Шестиполосный эквалайзер EQ4 (995$) фирмы Maag Audio имеет пять фильтров типа "колокол" с регуляторами уровня и фильтр верхних частот типа "полка" с регулятором усиления и селектором частоты. Есть светодиодные индикаторы наличия сигнала и перегрузки, кнопка отключения обработки.

Три модуля эквализации производит компания Purple Audio, каждый использует трансформаторные вход и выход. Двухполосный программный эквалайзер LilPEQr (625$) имеет для каждой полосы шаговый регулятор уровня и трехпозиционный переключатель частоты (используются фильтры типа "полка"). Есть трехпозиционный переключатель, с помощью которого можно включить обход устройства (холодный), пассивный режим работы или активный режим с использованием регулятора уровня.

Четырехполосный эквалайзер Odd (725$), сделанный с использованием катушек индуктивности, имеет для каждой полосы регулятор уровня и двухпозиционный переключатель частоты. Крайние полосы еще переключаются между типами "колокол" и "полка". Есть подсвечиваемые кнопки включения ВЧ- и НЧ-фильтров, а также обхода (холодный).

Десятиполосный графический эквалайзер Tav (725$) тоже выполнен с использованием катушек индуктивности. Помимо слайдеров управления уровнями полос есть подсвечиваемая кнопка обхода (холодный) и трехцветный светодиодный индикатор уровня.

Американская компания S&M Audio выпускает четырехполосный эквалайзер EQSM1 (575$), имеющий ВЧ- и НЧ-фильтры типа "полка" с регуляторами уровня и кнопками переключения частоты, два фильтра типа "колокол" средних полос со сдвоенными регуляторами уровня и частоты, кнопки ВЧ-фильтра и обхода (холодный).

Модуль Guillotine (500$) фирмы ShinyBox содержит ВЧ- и НЧ-фильтры, каждый имеет селектор частоты (32 варианта) и светодиодные индикаторы, указывающие текущий выбор. Возможен обход каждого фильтра в отдельности и всего модуля в целом.

Четырехполосный эквалайзер ASC-V (869$) компании Speck имеет для каждой полосы регуляторы уровня и частоты. У двух крайних полос также есть кнопка переключения между типом "колокол" и "полка". Две параметрические полосы, одна из которых предназначена для средних частот, а другая имеет кнопку переключения между средними и нижними частотами, дополнительно имеют регулятор добротности. Есть кнопка включения обработки, трансформаторный выход, отдельные бестрансформаторные вход-выход (джеки) и разъем для опционального блока питания, что позволяет использовать модуль автономно (без шасси). Также можно приобрести базу для настольной установки одного или двух модулей.

Четырехполосный эквалайзер EQ5P (949$) фирмы Tonelux, сделанный на основе модуля EQ4P, предназначенного для собственной системы обработки VRACK, имеет для каждой полосы сдвоенные регуляторы частоты и уровня. У верхней полосы также есть кнопка переключения на фильтр типа "полка", а у каждой из остальных трех полос — кнопка переключения между постоянной добротностью и изменяющейся в зависимости от уровня. Еще модуль имеет кнопку отключения эквализации.

Другие модули
В последнем разделе собраны модули, не попадающие под другие категории.

Модуль XF Tube (1295$) компании AnaMod является аналоговым имитатором усилителя с входным трансформатором (две модели), двумя ламповыми каскадами (четыре модели в каждом) и выходным трансформатором (две модели). Есть переключатель обхода каждой части, регулятор уровня каждого имитатора лампового каскада, регулятор общего выходного уровня, переключатель обхода модуля.

Активный сумматор LEVR (850$) американской фирмы JCF Audio состоит из пары модулей, каждый из которых имеет два параллельных входа (разъемы XLR на передней панели) и регулятор чувствительности. Опционально можно установить выходной трансформатор Cinemag CMOQ-2S.

Шестиканальный микшер-усилитель для наушников HPM500 (495$) компании JLM Audio имеет регулятор уровня и трехпозиционный переключатель панорамы на каждом канале, общий регулятор уровня и выход для наушников (джек на передней панели). Устройство не является стандартным модулем серии APi 500, оно устанавливается рядом с блоком питания шасси APi Lunchbox и требует пайки для подключения.

Низкочастотный энхансер VOG (440$) американской фирмы Little Labs имеет регуляторы уровня и частоты, две кнопки переключения центральной частоты, кнопку отключения обработки.

Восьмиканальный аналого-цифровой преобразователь AD596 (1500$) компании Millennia Media, поддерживающий разрядность 24 бита и частоты дискретизации от 44,1 до 96 кГц, имеет на передней панели два 25-контактных разъема D-Sub (аналоговые входы и цифровые выходы формата AES, распайка соответствует стандарту Tascam), два переключателя частоты дискретизации, вход и выход Word Clock (BNC), светодиодный индикатор синхронизации, восьмисегментный светодиодный индикатор уровня с переключателем режима работы (также используется для обнуления пиков). Переключатель источника синхросигнала находится на боковой панели модуля.

Два модуля данной категории выпускает фирма Purple Audio. Усилитель для наушников Cans (500$) имеет трансформаторный вход, регулятор уровня, кнопки перестановки каналов, моносуммирования и заглушения (общего и поканального), стереовыход для наушников (джек на передней панели). Прилагается кабельный адаптер для стереоввода. При использовании в шасси Sweet Ten обеспечивается второй стереовыход на задней панели.

Восьмиканальный сумматор Moiyn (725$) работает только в девятом слоте шасси Sweet Ten. Каждый канал имеет две кнопки для коммутации с каналами выходной стереошины, есть общий регулятор выходного уровня. Выходы трансформаторные. Возможна внутренняя коммутация с модулем Cans, установленным в десятый слот шасси Sweet Ten.

Шесть модулей производит компания Radial Engineering. Интерфейс для подключения гитарных педалейEXTC (300$) имеет выход посыла и вход возврата (джеки на передней панели, посыл трансформаторный) с регуляторами уровней, регулятор баланса прямого и обработанного сигналов, кнопки полярности и разрыва, утопленный переключатель заземления.

Интерфейс для гитарного усилителя JDX 500 (299$) имеет вход для усилителя и выход для акустической системы (джеки на передней панели), кнопки полярности, заземления, НЧ-фильтра и расширения низкочастотного диапазона (спикосимулятор вместо имитации кабинета 4 x 12 имитирует басовый кабинет с динамиком 15"), регулятор частоты НЧ-фильтра, утопленные переключатели входа для усилителя в режим гитарного входа и понижения входной чувствительности. Основные вход и выход трансформаторные.

Устройство для изменения фазы PhazeQ (350$) имеет регуляторы фазы, частоты НЧ-фильтра, баланса прямого и обработанного сигналов, кнопки полярности, частоты фильтра, включения фильтра и фазовращателя.

Двухканальный интерфейс Shuttle (160$), предназначенный для коммутации внешних процессоров эффектов (один канал симметричный, другой несимметричный), имеет на каждом канале посыл и возврат (джеки на передней панели), кнопку сравнения прямого и обработанного сигналов. Также есть кнопка коммутации с разъемом Omniport шасси Workhorse.

Интерфейс для пружинных ревербераторов Tank Driver (300$) имеет регуляторы баланса прямого и обработанного сигналов, тембра верхних и нижних частот, кнопку увеличения выходного уровня, выход посыла и вход возврата для ревербератора (джеки на передней панели). Основные вход и выход трансформаторные. При использовании шасси Workhorse есть разрыв на трехконтактном джеке.

Интерфейс X-Amp 500 (300$), предназначенный для подключения линейных сигналов к входам инструментального усилителя, имеет два трансформаторных выхода на передней панели (джеки), у каждого есть регулятор уровня, кнопки включения и заземления. Второй выход также имеет кнопку полярности.

Фильтр и дисторшн Filstortion (675$) американской компании с веселым названием You Pretty Duck имеет регуляторы частоты, резонанса, уровня дисторшна, баланса уровней прямого и обработанного сигналов (прямой сигнал может быть добавлен как в фазе, так и в противофазе), переключатели режима фильтра (ВЧ, НЧ, полосовой), режима дисторшна, коммутации дисторшна до/после фильтра, кнопку обхода (холодный).

Заключение
Думаю, что после прочтения обеих частей данной статьи вряд ли кто-то усомнится, что среди модульных систем обработки серия APi 500 — лидер по количеству модулей, выпущенных сторонними компаниями. Подобное разнообразие выбора, вместе с другими преимуществами системы (компактность, легкость замены модулей и т. д.), способствуют продолжающей набирать обороты популярности серии 500, что подталкивает производителей к выпуску все новых модулей, и далее по кругу.

Конечно, у APi 500 есть и недостатки. Прежде всего, питания, предоставляемого шасси для модулей, может не хватать для бестрансформаторных предусилителей и ламповых устройств обработки (вот почему их сравнительно немного). Производители уже обратили внимание на эту проблему и выпускают шасси со все более мощными блоками питания, а также специализированные модели, предназначенные именно для ламповых модулей.

Другая проблема более фундаментальна — небольшая площадь передней панели ограничивает количество и размеры органов управления. Особенно это важно для эквалайзеров, но и модули других типов нередко обладают большим количеством изменяемых параметров. Производителям приходится использовать сдвоенные регуляторы и мелкие переключатели, отказываться от индикаторов и т. п., что не улучшает эргономику их продуктов.

Что касается цены модулей, то она может показаться высокой (особенно, учитывая, что большинство из них — одноканальные), однако следует помнить, что речь зачастую идет об устройствах высшей категории, использующих дорогие комплектующие и ручной труд. Так что во многих случаях модульная система APi 500 — самый недорогой способ приобщиться к классическому звучанию.

Если же сравнивать модульную систему APi 500 с рэковыми устройствами, то последние чаще всего обходятся дешевле, если речь идет о двух модулях и шасси типа 500-6B Lunchbox. Но начиная с четырех модулей система APi 500 уже становится более рентабельной, чем отдельные рэковые устройства.

Другие интересные статьи
Искусство аранжировки музыкальных инструментов

Инструментальное меню Современные мультитембральные синтезаторы позволяют воспроизводить множество различных музыкальных инструментов и разнообразных звуков. И по мере развития технологического процесса эти звуки получаются все лучше и лучше. Таким образом, сегодня получилось чрезвычайно разнообразное "инструментальное меню" как для искушенных профессионалов,…

Каталог West Technology

Гитары и гитарное оборудование Custom Shop гитары Электрогитары Полуакустические гитары Электроакустические гитары 12-струнные гитары Акустические гитары Классические гитары Бас-гитары Гитарные наборы и комплекты Гитарные предусилители (преампы) Гитарные комбоусилители Гитарные усилители и 'головы' Гитарные кабинеты Бас-гитарные комбоусилители Бас-гитарные усилители и…

Музыкальный слух: мифы и реальность

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма,…

Ключевые частоты инструментов и микрофоны для их съёма

Оживление искусственных барабановЕсли вы хотите “оживить” звук “drum mashine”, передайте его через усилитель гитары в студии и поставьте микфрофон (ы) перед усилителем на расстоянии 1м. Смешайте его с прямым звучанием «drum mashine», добиваясь более “живого” звучания. Этот же прием может быть использован для “оживления” сэмплерных вокалов.Советы по эквализации…

Основы тембровой коррекции

Немного истории. Рождённый в 30-х годах, эквалайзер является старейшей и наиболее часто используемой звукорежисёрами обработкой звука. Сегодня на рынке хватает самых разных приборов для тембровой коррекции - от простого НЧ-ВЧ корректора 50-х до навороченного многополосного эквалайзера с совершенной параметрикой. В своей основе эквалайзер представляет собой несколько…

Запись электрогитары

В чем залог успеха записи электрогитары? Ответ очевиден: в хорошем исполнении, правильном усилителе и правильном инструменте. Звукорежиссеру нужен прежде всего крепкий исходник, и надо быть наивным человеком, ожидая чуда в результате неправильно выбранных усилителя и гитары или неудачного исполнения. Чтобы перенести звук на пленку или диск, необходимо иметь достаточный…

Запись ударных

Запись ударных дело дорогое и достаточно непростое. Прежде всего, необходимо добиться максимально хорошего звука от барабанов в акустическом варианте. Настроить, приглушить, снять ненужные резонансы, устранить скрип педалей и т. д. То, от чего наш слух привычно отстраивается, может неожиданно проявиться на записи, а надежды на то, что от ненужных звуков впоследствии…

Преимущества светодиодов (LED Advantages)

Высокая производительность:Современные LED технологии уже превосходят традиционный конвекционный галогенный свет во многих инсталляциях.Преимущества: Практически любое световое решение может быть реализовано на современных светодиодных технологиях.Очень длительный срок службы:В зависимости от цветности, мощности и качества, срок службы светодиодов составляет…

Гитарист Fear Factory Дино Казарес: Line 6, или как получить тяжелый звук, путешествуя налегке

Гитарист Fear Factory Дино Казарес: Line 6, или как получить тяжелый звук, путешествуя налегкеС момента выхода в июне альбома The Industrialist влиятельная мире индастриал-метала группа Fear Factory побывала везде — от Сан Франциско до Швеции. Пока полным ходом идет подготовка к новому турне The World Industrialist Tour, гитарист группы Дино Казарес (Dino Cazares)…

Статья "Громкоговорители, часть 1"

Термины, определения, история развития.Одним из самых знаменитых изобретений ХХ века являетсягромкоговоритель. Именно его появление (наряду с микрофоном) обеспечило возможность развития систем звукозаписи и звуковоспроизведения. В настоящее время громкоговорители относятся к самым массовым видам звуковой аппаратуры (по приблизительным подсчетам их промышленный выпуск…

Запись вокала (интервью со специалистами)

Chiccarelli: Я считаю, что самое важное - это понять, что ты хочешь получить в итоге, что хочешь сказать этой песней, в чём её сущность, и лишь потом искать звук, который поможет выгодно подать текст песни, её эмоциональное содержание. В конце концов, никого не волнует, как именно звучит голос v люди покупают музыку из-за более тонких вещей v движение души, чувство,…

Сведение. С чего начать?

• Пункт первый..Нажимаем на мастере кнопку "моно"..Слушаем внимательно и создаём баланс инструментов в глубину. Никаких реверов, естественно. Приблизить и удалить звук (пока мы в моно) можно только по двум параметрам- громкость и тембровая окраска. С громкостью понятно, двигаем фейдера. А с тембром что? внимательно читаем статьи Алдошиной по психоакустике, и врубаемся,…