Телефон
8 (495) 103-67-33
обратный звонок
Режим работы
с 10:00 до 19:00
sales@west-tech.ru
Ваша корзина
В корзине пока пусто
Главная страница / Полезные статьи / Статья "Громкоговорители, часть 2.1"

Статья "Громкоговорители, часть 2.1"

Электроакустические измерения. Линейные искажения.

Вся электроакустическая аппаратура (в первую очередь, громкоговорители, как конечное звено звукового тракта) требует особых методов для оценки ее параметров. Объективные измерения выходных характеристик оказываются недостаточными для оценки качества звучания, что существенно отличает электроакустическую от других видов аппаратуры.

Громкоговорители предназначены для преобразования электрической энергии в акустическую, которая в виде звуковых волн поступает в слуховую систему человека и обрабатывается ею по особым законам (изучение их служит предметом психоакустики). В результате возникают определенные слуховые ощущения (высота, громкость, тембр и пр.) и формируется общее представление "слухового образа". На протяжении десятилетий в аудиотехнике ведутся поиски наиболее информативных для слуховой системы параметров. Однако, поскольку до настоящего времени эта проблема еще не решена окончательно, для всех видов электроакустической аппаратуры международными стандартами предусмотрено, наряду с измерениями объективных параметров, проведение субъективных экспертиз для оценки качества звучания. Методика организации экспертиз также стандартизована.

За последние годы произошли существенные изменения в технике электроакустических измерений. С одной стороны, существенно продвинулись исследования по изучению процессов обработки звуковых сигналов в слуховой системе и созданию компьютерных моделей ее работы. Данными проблемами занимаются десятки университетов, научных институтов и крупных фирм. Это дало возможность сформулировать требования к новому комплексу параметров.

С другой стороны, внедрение цифровых методов обработки сигналов и современных компьютерных технологий позволили значительно расширить круг измеряемых параметров (в соответствии с новой информацией, поступающей из психоакустических исследований), повысить точность и быстроту измерений, в первую очередь за счет применения современных компьютерных метрологических комплексов (например, Gold Line TEF, Audio Precision AP2700, DRA Laboratories MLSSA, Linear-X System LMS, Kirchner Elektronik ATB и др.), решить проблему организации измерений в обычных незаглушенных помещениях за счет использования цифровых импульсных методов с адаптивной процессорной обработкой сигнала и т. д.

Искажения
При передаче сигналов через все звенья звукозаписывающих и звукопередающих трактов (в том числе и через громкоговорители) в них вносятся различные виды искажений, обусловленные особенностями электромеханических, механоакустических и других процессов преобразования сигналов.

Эти искажения можно разделить на линейные и нелинейные.

Линейные искажения изменяют амплитудные и фазовые соотношения между отдельными спектральными составляющими сигнала, и за счет этого могут менять его временнУю форму, но они не вносят новых спектральных составляющих и не зависят от уровня входного сигнала.

Нелинейные искажения характеризуются появлением в спектре выходного сигнала новых спектральных составляющих, которые изменяют временнУю структуру сигнала в зависимости от его уровня.

Во всех громкоговорителях происходят как линейные, так и нелинейные искажения музыкальных и речевых сигналов, однако методы их измерения и оценки отличаются, поэтому начнем с анализа линейных искажений.

Линейные системы
В линейных системах входной и выходной сигналы связаны прямолинейной зависимостью, то есть связь между сигналами может быть представлена в виде:
y(t) = K x(t-T)
где x(t) — входной сигнал, y(t) — выходной сигнал. Это условие допускает только изменение сигнала в масштабе с коэффициентом K и сдвиг его во времени на T секунд.

Кроме того, в линейных системах выполняется принцип суперпозиции (сложения): сумме входных сигналов а1х1(t) + а2х2(t) соответствует сумма выходных сигналов а1у1(t) + а2у2(t). Наконец, линейные системы обладают свойством коммутативности, то есть реакция системы не зависит от последовательности подачи сигналов или от последовательности соединения нескольких линейных систем в цепочку.

Импульсная характеристика. Свертка.
Если входной сигнал представляет собой короткий прямоугольный импульс, то реакция системы на такой сигнал называетсяимпульсной характеристикой — h(t). Импульсная характеристика имеет принципиально важное значение, так как, определив (расчетным или экспериментальным путем) реакцию системы на единичный импульс, можно рассчитать реакцию линейной системы на сигнал любой формы с помощью операции "свертки" (англ. convolution — свертывание), которая может быть представлена как:

Физически это означает, что если входной сигнал можно представить как сумму коротких импульсов, то выходной сигнал можно представить как сумму соответствующих импульсных характеристик, умноженных на значение входного сигнала для разных моментов времени, то есть записать свертку в виде:

Операция свертки широко используется в настоящее время для обработки звуковых сигналов при создании цифровых ревербераторов и адаптивных процессоров для подавления отражений, в создании компьютерных моделей помещений (аурализации), в создании бифонических процессоров и различных спецэффектов. Она же служит основой развития современной цифровой метрологии акустических преобразователей.

Преобразование Фурье
Операция свертки представляет реакцию системы (в данном случае, громкоговорителя) на входной сигнал во временнОй области. Пользуясь преобразованием Фурье, можно отразить связь между входным и выходным сигналом системы (например, между напряжением на входе громкоговорителя и звуковым давлением на его выходе) в частотной области.

Как известно, преобразование Фурье представляет собой разложение функции в ряд (или интеграл) на простые гармонические колебания с определенным соотношением амплитуд (определяющим амплитудный спектр) и фаз (фазовый спектр). Для импульсной характеристики это разложение может быть представлено в виде:
где функция H(jω) называется передаточной функцией (или передаточным коэффициентом системы), ω — угловая частота, равная ω = 2πf.

Таким образом, чтобы оценить линейные искажения в системе (например, в громкоговорителе) можно измерить или ее импульсную характеристику, или ее передаточную функцию. Они связаны друг с другом через преобразование Фурье, то есть всегда можно из одной функции рассчитать другую.

Измерение передаточных функций
Для измерения передаточных функций можно использовать следующие способы.

1. Подать на вход системы громкоговорителя синусоидальный сигнал, измерить амплитуду синусоидального сигнала на выходе и получить значение передаточной функции на заданной частоте. Если произвести эти измерения на скользящем тоне, то получится зависимость модуля передаточной функции от частоты. Обычно измеряется величина 20lg│H(jω)│, которая называется амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ). Зависимость аргумента передаточной функции от частоты φ(ω)называется фазочастотной характеристикой (ФЧХ).

2. Подать на вход системы белый шум; поскольку спектральная плотность белого шума постоянна, то есть │X(jω)│= K, то для измерения АЧХ достаточно измерить спектральную плотность (спектр) выходного сигнала (например, звукового давления на выходе громкоговорителя).

3. Использовать возбуждение системы с помощью импульсного сигнала, измерить на выходе импульсную характеристику и затем с помощью преобразования Фурье построить АЧХ и ФЧХ системы.

Первые два способа измерения АЧХ давно применяются в аудиотехнике. Обычно измерения проводятся в заглушенной камере (специальном помещении, на стенах которого размещаются звукопоглощающие клинья, обеспечивающие поглощение отраженных сигналов; рис. 1) по схеме, представленной на рис. 2.

В качестве измерительного используется синусоидальный или шумовой сигнал. Запись АЧХ производится в режиме постоянства напряжения, при установке микрофона на расстоянии 1 м или более. Пример записанной таким образом АЧХ для акустической системы акустического контрольного агрегата Klein + Hummel O 400 показан на рис. 3.

Требования к АЧХ и ФЧХ
Условие отсутствия линейных искажений в частотной области может быть представлено в следующем виде:
│H (  ) │ = K,φω ) = - ω T,
что означает постоянство модуля передаточной функции (то есть уровня АЧХ) на всех частотах и линейную пропорциональность частоте ее аргумента, то есть ФЧХ. При этом сохраняется форма огибающей спектра входного сигнала, что имеет важное значение для сохранения тембра музыкального и речевого сигнала, воспроизводимого через громкоговорители.

Следует отметить, что для неискаженной передачи временнОй формы сигнала эти условия должны выполняться в полном частотном диапазоне. Однако поскольку все преобразователи имеют ограниченный воспроизводимый диапазон частот, то в любых акустических системах имеют место линейные искажения, даже если внутри диапазона отклонения АЧХ и ФЧХ от этих требований минимальны.

При разработке любых акустических преобразователей стоит задача максимального приближения к этим требованиям, то есть обеспечение постоянства уровня АЧХ и линейности ФЧХ. Оценка линейных искажений громкоговорителей по уровню их амплитудно-частотных искажений (то есть степени отклонений АЧХ от постоянного значения) на протяжении всего многолетнего периода производства является основным методом оценки их качества. В значительной степени это связано с тем, что амплитудно-частотные искажения субъективно воспринимаются как искажения тембра, к которым слух очень чувствителен. Поэтому методики измерения амплитудно-частотных характеристик детально разработаны и включены во все международные и национальные стандарты, например, IEC 268-5, IEC 581-7, IEC 581-13, DIN 45-500, ГОСТ 16122-88, ГОСТ 23262-83, ОСТ 4.202.003-84, ANSI S 4.26-1484, AES 20-96 и др.

Параметры оценки искажений
По измеренной АЧХ можно рассчитать целый ряд параметров, позволяющих количественно оценить амплитудно-частотные искажения в громкоговорителях, такие как:
неравномерность АЧХ — разница между максимальным значением уровня звукового давления и минимальным, или между максимальным и средним внутри эффективно воспроизводимого диапазона частот (в современных акустических системах эта величина составляет +/-1 дБ);
эффективно воспроизводимый диапазон частот — диапазон, в пределах которого уровень звукового давления снижается на некоторую заданную величину по отношению к уровню среднего звукового давления, усредненному в некотором диапазоне частот (в лучших моделях контрольных агрегатов он достигает 20...20000 Гц при спаде 3 дБ на низких и высоких частотах);
характеристическая чувствительность — отношение среднего звукового давления, развиваемого головкой громкоговорителя в заданном диапазоне частот (обычно 100...8000 Гц) на рабочей оси на расстоянии 1 м при подводимой электрической мощности 1 Вт (в зависимости от области применения находится в следующих пределах: головки громкоговорителя для бытовых акустических систем — 86...89 дБ/Вт/м, для студийных агрегатов — 92...94 дБ/Вт/м, для концертно-театральной аппаратуры — 98...102 дБ/Вт/м).

Кумулятивные спектры и переходные процессы
Современные цифровые методы измерений импульсных характеристик с помощью компьютерных технологий позволяют производить измерения в обычных помещениях (без использования заглушенных камер), используя или измерения на близких расстояниях, или специальные адаптивные фильтры (эхоподавители). При этом значительно повышаются быстрота и точность измерений, расширяется круг параметров.

Кроме АЧХ и ФЧХ с помощью этих методов можно построить трехмерные (кумулятивные) спектры. Большинство современных программ для работы со звуком (WaveLab, Sound Forge, SpectraLab и др.) позволяют выполнить такую операцию. Для этого производится анализ преобразования Фурье от полной импульсной характеристики громкоговорителя, а затем от отдельных ее временнЫх отрезков, вырезаемых с помощью ступенчатой функции, что позволяет представить АЧХ в разные моменты времени.

На рис. 4 представлен трехмерный спектр контрольного агрегата Klein + Hummel O 400 (по одной оси отложена частота, по другой — время, по оси ординат — уровень звукового давления). Анализ трехмерных спектров позволяет оценить изменение АЧХ во времени, то есть судить о характере переходных процессов (процессов спада), что имеет большое значение для субъективной оценки качества звучания. На таких спектрах хорошо видны частотные области с так называемыми "задержанными" резонансами, обусловленными собственными резонансами подвижной системы громкоговорителей, отражениями от углов корпуса акустической системы и другими причинами, важными для процесса проектирования. В целом, к кумулятивным спектрам предъявляются требования гладкости спада АЧХ на всех частотах диапазона.

Фазочастотные искажения
Наряду с амплитудно-частотными в современной аудиоаппаратуре оцениваются фазочастотные искажения. Длительное время они не измерялись и не нормировались, поскольку существовало мнение о "фазовой глухоте" слуха. Однако проведенные за последние годы исследования показали, что слуховая система довольно чувствительна к фазовым искажениям. Кроме того, особое внимание в современной технике проектирования громкоговорителей уделяется точной передаче временнОй структуры сигнала, что также требует измерения и контроля как АЧХ, так и ФЧХ для последующего восстановления этой временнОй структуры с помощью обратного преобразования Фурье.

Как показано ранее, мерой фазочастотных искажений является степень отклонения фазочастотной характеристики от прямой линии:
φ (ω) =  T

Многие фирмы выпускали акустические системы и контрольные агрегаты, в которых обеспечивалась линейность фазовых характеристик ("линейно-фазовые системы"), в первую очередь, за счет выбора параметров фильтрующе-корректирующих цепей.

Однако наиболее информативной величиной с точки зрения субъективного восприятия, как показали многочисленные экспериментальные исследования, является величина искажений группового времени задерживания (ГВЗ), которая определяется следующим образом:

Пороги слышимости искажений ГВЗ (то есть степень отклонения его от постоянного значения Т) составляют 1 мс в области частот 2000 Гц и 2...3 мс в области 1000 Гц и 4000 Гц. Оценка фазовых искажений в громкоговорителях производится в настоящее время, в основном, по этому параметру.

Пространственные параметры. Характеристика направленности.
В последние годы, особенно в связи с внедрением окружающих (surround) систем звукопередачи, вопросам согласования параметров громкоговорителей с характеристиками помещения уделяется очень большое внимание в аудиотехнике. В частности, при разработке адаптивных цифровых процессоров и систем компьютерного моделирования акустических свойств помещения (систем аурализации). Для решения этих проблем необходима оценка параметров акустической аппаратуры, измеренных не только на оси излучателя (АЧХ, ФЧХ, кумулятивные спектры), но и в других точках пространства.

Для определения "пространственного" распределения звукового давления, излучаемого акустическими устройствами, в современной практике проектирования аудиоаппаратуры и в действующих стандартах IEC 268-5-(2000г), ГОСТ 16122-88, AES-5id-98 предусмотрено измерение таких параметров, как характеристика направленности и частотная характеристика акустической мощности.

Под характеристикой направленности понимается "зависимость уровня звукового давления от частоты и от угла между опорной осью и измеряемой осью в условиях свободного поля в различных (заданных) плоскостях". В стандартах предусмотрено измерение характеристики направленности громкоговорителей в заглушенной камере двумя методами.

1. Запись АЧХ при смещении микрофона под определенными углами от опорной оси; при этом интервалы изменения углов рекомендуется выбирать кратными 15 градусам.

2. Запись диаграмм направленности в полярных координатах (polar pattern), то есть запись значений уровней звукового давления, измеренных микрофоном в условиях свободного поля при непрерывном вращении излучателя на поворотном устройстве. Запись может производиться на синусоидальном сигнале, или же на третьоктавном или октавном шуме.

Из измеренных таким образом характеристик можно определить целый ряд параметров:
коэффициент направленности — отношение звукового давления, измеренного под заданным углом относительно рабочей оси, к звуковому давлению на рабочей оси для одной и той же частоты (полосы частот) при одном и том же расстоянии от рабочего центра громкоговорителя:
индекс направленности — 20-кратный десятичный логарифм коэффициента направленности;
угол излучения — угол, в пределах которого значение индекса направленности спадает менее чем на 10 дБ.

Для измерения характеристик направленности также применяются цифровые импульсные методы, например, реализованные в цифровой компьютерной станции MLSSA, где используются измерения импульсных характеристик в разных точках помещения (как заглушенных, так и не заглушенных) с последующим преобразованием Фурье. Таким образом, можно построить как амплитудные, так и фазовые характеристики направленности. На рис. 5а и 5б показан пример компьютерной записи трехмерных характеристик направленности как первым (то есть АЧХ под разными углами), так и вторым способом (полярные диаграммы).

Акустическая мощность
Как показали проведенные эксперименты, существенную связь с субъективной оценкой качества звучания акустической аппаратуры в помещении имеют такие характеристики, как частотная характеристика акустической мощности РА и распределение этой мощности в пространстве и во времени. Под акустической мощностью понимается "общая мощность, излучаемая громкоговорителем в пространство на различных частотах".

Психофизические исследования показали, что акустические системы, имеющие "хорошую" АЧХ звукового давления (с малой неравномерностью) и "плохую" характеристику направленности (то есть узкую, с резкими изменениями ширины при изменении частоты), звучат в помещении "жестко и утомительно". При этом стереообраз смещается с изменением спектрального состава сигнала, что совершенно недопустимо, например, для студийных контрольных агрегатов. Особенно в настоящее время, при переходе на пространственные системы записи. Если пространственный звуковой образ, создаваемый контрольными агрегатами (в частности, по системе 5.1 Dolby Surround), будет смещаться в процессе записи, звукоинженер не сможет контролировать свою работу. Методика измерений акустической мощности в заглушенной и реверберационной камере аналоговыми методами изложена в отечественных и международных стандартах ГОСТ 16122-88, IEC 268-5 и др.

Расчет акустической мощности (то есть полной звуковой энергии, излучаемой в окружающее пространство) и построение ее частотной зависимости выполняются также в настоящее время цифровыми методами (путем интегрирования по пространству полярных диаграмм, измеренных, например, способом, указанным выше).

Коэффициент осевой концентрации. Индекс осевой концентрации. Угол покрытия.
В современных зарубежных каталогах на аудиоаппаратуру обычно приводятся еще два параметра, характеризующие ее направленные свойства, которые в отечественном стандарте называются коэффициент осевой концентрации и индекс осевой концентрации, а в международных стандартах — directivity factor (Q) и directivity index (Di).

Коэффициент осевой концентрации — это отношение квадрата звукового давления, измеренного на оси системы, к ее акустической мощности на этой же частоте (акустическое давление должно измеряться в тех же самых условиях, что и акустическая мощность, то есть в свободном или реверберирующем поле):
Q(f) = (4пl2/рc) (p2o(f)/PA(f))

Индекс осевой концентрации:
Di = 10lgQ

Значение этих параметров и их зависимость от частоты чрезвычайно важны, особенно для аппаратуры, предназначенной для озвучивания (рупорных громкоговорителей, звуковых колонок и др.), поскольку все современные методики проектирования систем звукоусиления учитывают при расчетах именно эти параметры излучателей.

В новой редакции международного стандарта IEC 268-5 (2000 г) введен еще один параметр для оценки направленных свойств излучателей, который называется угол покрытия (coverage angle). Иногда в каталогах на аппаратуру для озвучивания он указывается как "beamwidth (-6 dB)", что можно перевести как "ширина луча при спаде 6 дБ". Этот параметр определяется по записанной полярной диаграмме как угол, в пределах которого уровень звукового давления у главного лепестка диаграммы снижается на 6 дБ по отношению к уровню на оси.

В современных акустических системах для концертно-театральной аппаратуры и даже в студийных агрегатах достаточно часто используются рупорные излучатели. Как в качестве низкочастотного, так и средне-высокочастотного звена. Во всех каталогах на эти виды аппаратуры обязательно указываются характеристики, определяющие их направленность. Например, в кинотеатральной системе JBL 5672 с рупорными средне- и высокочастотными громкоговорителями указаны следующие характеристики: частотный диапазон от 35 Гц до 16 кГц (-10 дБ), амплитудно-частотная характеристика от 45 Гц до 12 кГц (+/-3 дБ), горизонтальный угол покрытия (coverage angle) 80 градусов (усредненный в диапазоне от 300 Гц до 16 кГц, -6 дБ), вертикальный угол покрытия 45 градусов (усредненный в том же диапазоне), максимум звукового давления 112 дБ на 10 м.

Функция Вигнера
Из результатов, полученных в последние годы в психоакустике, известно, что слуховая система производит оценку распределения спектральной энергии сигнала и характер изменения ее во времени. В частности, именно эта информация лежит в основе определения таких субъективных характеристик, как "громкость" и, отчасти, "тембр". Именно поэтому в 80-е годы прошлого века была разработана теория и практика применения для оценки акустических систем новой характеристики.

Она получила название функции Вигнера и представляет собой распределение акустической мощности по частоте и по времени в пространстве. Расчет ее для различных точек дает возможность получить информацию о пространственном распределении спектральной акустической мощности внутри помещения и оценить характер изменения ее во времени, что значительно лучше коррелирует с воспринимаемым качеством звучания акустических систем.

КПД громкоговорителей
Из измеренных или рассчитанных значений акустической мощности можно определить коэффициент полезного действия(КПД) громкоговорителя. КПД — это отношение излучаемой акустической мощности к подводимой электрической мощности при измерениях на заданной частоте или полосе частот:

Следует отметить, что все электродинамические громкоговорители прямого излучения и, соответственно, акустические системы на их основе, имеют чрезвычайно низкий КПД, меньше 1%. Только узкогорлые рупорные громкоговорители могут иметь КПД до 10%. Учитывая, что объемы производства громкоговорителей в мировой промышленности достигают сотен млн. штук в год, нетрудно подсчитать, какие огромные электрические мощности расходуются неэффективно.

Причиной такой низкой эффективности является, во-первых, то, что громкоговорители излучают в воздушную среду с очень низким сопротивлением (в воде КПД излучателей существенно выше); во-вторых, большие мощности рассеиваются на тепло в звуковой катушке (в мощных низкочастотных громкоговорителях при большой нагрузке температура, измеренная на звуковой катушке, может достигать 300 градусов), на трение в подвижной системе и т. д.

Наряду с линейными искажениями, в громкоговорителях измеряются и нормируются различные виды нелинейных искажений, о которых будет рассказано в продолжении данной статьи.

Другие интересные статьи
Критические ошибки при выборе сценического павильона

В последнее время нередки ситуации, когда в погоне за экономией потребители, сами того не подозревая, отдают предпочтение товарам недобросовестных производителей. К сожалению, такая проблема все чаще наблюдается и на рынке фермовых конструкций. Хотя образцы одних и тех же изделий, представленные разными компаниями, похожи друг на друга как две капли воды, цены на…

Статья "Громкоговорители, часть 6"

Разделительные фильтры в акустических системах.Практически все современные высококачественные акустические системы являются многополосными, то есть состоящими из нескольких громкоговорителей, каждый из которых работает в своем диапазоне частот. Это обусловлено тем, что практически невозможно создать динамический громкоговоритель, который обеспечивал бы излучение в широком…

Marshall Hanwell – крутая акустика для крутого iPhone

Marshall Hanwell – крутая акустика для крутого iPhoneКомпания Marshall не нуждается в особых представлениях. Даже те из вас, кто далек от профессиональных звуковых усилителей и акустических систем должны с первого взгляда узнать логотип компании, мелькающий во многих музыкальных клипах. Marshall Headphones и Marshall Amplification решили отметить юбилей марки…

Звукорежиссура и звукоизмерения

Наверное, многим этот заголовок может показаться кощунственным. В самом деле, так много говорится о “магии музыки”, о “волшебстве звука”, и вдруг - какие-то там измерения! Да как можно, “это ж святотатство!” - скажете вы. Ан, нет! Хотя, конечно, если говорить о музыке, как о нотах на листе бумаги - то безусловно, там еще никому и ничего измерить не удавалось. Да,…

Насколько хорошо они звучат? Обзор USB-микрофонов

Насколько хорошо они звучат? Скажем так, "весьма"Вне всякого сомнения, USB-микрофоны очень удобны. Процесс подключения сводится к протягиванию одного кабеля к компьютеру или iPad. Но все-таки что они из себя представляют? Действительно серьезные инструменты или просто удобные игрушки для тех, у кого не хватает денег на "настоящие" предусилители и конвертеры? Мне это…

Запись вокала

Как бы не развивалось при записи музыки использование синтезаторов и семплеров, все равно приходит время, когда приходиться записывать что-нибудь с микрофона. Чаще всего это вокал. Да и что может быть интереснее, чем засемплировать собственный голос? Такого не найдешь ни на одной семплерной библиотеке (если вы, конечно, не James Brown). Так что сегодня мы поговорим о…

Статья "Громкоговорители, часть 1"

Термины, определения, история развития.Одним из самых знаменитых изобретений ХХ века являетсягромкоговоритель. Именно его появление (наряду с микрофоном) обеспечило возможность развития систем звукозаписи и звуковоспроизведения. В настоящее время громкоговорители относятся к самым массовым видам звуковой аппаратуры (по приблизительным подсчетам их промышленный выпуск…

Запись и обработка вокала

Я не открою секрет, если скажу, что под каждый голос нужно подбирать характерный для него микрофон. Именно на этом этапе закладывается понятие, именуемое "качеством". У каждого специалиста, работающего в сфере звукозаписи, есть свои догмы, которые могут быть определены и исходя из параметров аппаратуры, с помощью которой он осуществляет запись. Например, специалист,…

Проблемы и методы аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований

Аналоговый сигнал представляет собой непрерывный во времени и по амплитуде процесс (с точностью до понятий квантовой теории, но не будем сейчас “копать” столь глубоко), а его цифровое представление есть последовательность или ряд чисел, состоящих из конечного числа бит. Поэтому преобразование аналогового сигнала в цифровой состоит из двух этапов: дискретизации по…

Компрессоры и компрессия

Из всех процессов, используемых в производстве современной музыки, компрессия сигнала является, пожалуй, наиболее сложным для восприятия. В первую очередь это связано с тем, что зачастую результат обработки звука компрессором едва различим на слух – особенно для начинающих.Другая трудность заключается в количестве изменяемых параметров компрессора: их не так мало, как…

Что такое ночной клуб. Как открыть ночной клуб. Байки из клуба. Как живут диджеи.

Как открыть ночной клуб В социалистическую эпоху в городе существовали дома культуры (ДК). С приходом рыночной экономики ДК перепрофилировались в ночные клубы, которые стали вполне популярны у городских жителей. В настоящий момент конкуренция в этой сфере довольно жесткая, потому что ночные заведения появляются как грибы после дождя. Само понятие “ночной клуб” не стоит…